Главная » Статьи » Геноцид белорусского народа » Геноцид белорусского народа

Геноцид белорусского народа

   Политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны — это карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, гетто и другие места принудительного содержания, показательные казни и устрашающие виселицы в городах. Все это пришло в Беларусь 22 июня 1941 года...

   Генеральная прокуратура в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.

Начатый Генпрокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в немецкое рабство.

Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, пресечь попытки обесценить историческую правду.

 

Методические рекомендации для учреждений общего среднего образования Минской области по наполнению информационными материалами тематических экспозиций, посвящённых памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. Перед учреждениями образования стоит задача, которая заключается в том, чтобы создать результативную систему идеологического и патриотического воспитания, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма молодого поколения, базируется на уважении к историческому прошлому и традициям народа в годы Великой Отечественной войны, на трудовых традициях белорусского народа, на гордости за его экономические, социальные, культурные достижения, на заботе об интересах, независимости, свободе, благополучии и будущем своей Родины – Республики Беларусь. В настоящее время учреждения образования являются наиболее устойчивыми институтами социализации личности, в которых обучающиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения. Особое значение для формирования гражданской позиции и патриотизма, а также чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу несут тематические экспозиции, связанные с изучением Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., которые показывают примеры героизма и стойкости белорусского народа в годы великих испытаний. Следует отметить, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы. Их необходимо использовать в образовательном процессе в учреждениях образования. Информирование обучающихся о фактах совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида мирного населения осуществляется в рамках гражданского и патриотического воспитания. При этом ведущая роль возлагается на военнопатриотические клубы, на использование потенциала музеев и организацию тематических экспозиций. Единые подходы к формированию (наполнению) информационных материалов тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) в учреждениях образованиях Минской области При формировании тематических экспозиций (стендовых, баннерных, библиотечных, выставочных, музейных и иных) (далее – тематические экспозиции) необходимо соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности и диалога, которые должны быть реализованы в следующих требованиях: 1. Соблюдать нормативные правовые, научно-методические документы (приложение 1). 2. Использовать литературу, научные данные и материалы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, материалы, размещенные на официальных сайтах государственных учреждений и организаций; информационно-аналитическую, хрестоматийную, научно-популярную и иною литературу, документы и материалы библиотек и музеев государственных учреждений образования и государственных учреждений культуры, государственных архивов, государственных СМИ (приложение 2), региональный краеведческий компонент (приложение 3). 3. Тематические экспозиции целесообразно представить структурно в 4 разделах: 1 раздел раскрывает тему в целом в стране, 2 раздел – в регионе (Минская область), 3 раздел – на территории района(города), 4 раздел – в местности расположения учреждения образования. 4. С учетом конкретных возможностей учреждения образования и размещения тематические экспозиции могут быть стендовыми, баннерными, выставочными, буклетными, библиотечными, музейными, экспозициями уголка в учебном кабинете и иными, а также с использованием интерактивных карт, информационнокоммуникационных технологий (приложение 4). 5. В тематических экспозициях информативный материал необходимо представить в 2-х видах: постояннодействующем и сменном, размещать и обновлять который необходимо регулярно, исходя из принципа оптимальности с учетом тематики учебных, факультативных занятий и воспитательных мероприятий, в которых его необходимо использовать. 6. Организовать обязательное информационное сопровождение тематических экспозиций информационно-пропагандистскими и лекторскими группами, из числа обучающихся и работников педагогического коллектива учреждения образования, матричными штрихкодами (QR-кодами) с электронными текстовыми аудио- или видеогидами. При этом включить работу по информационному сопровождению тематических экспозиций в систему воспитательной работы учреждения образования. 7. Формировать и использовать информационные материалы тематических экспозиций с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей обучающихся. 8. Активно включать в диалог всех участников мероприятий с использованием тематических экспозиций, проводить этап рефлексии с целью формирования у обучающихся определенного отношения к теме экспозиции, событиям и фактам, формирования собственной нравственной, гражданской позиции. 9. Обеспечить надлежащий учет обучающихся, посетивших тематические экспозиции с указанием даты посещения, названия мероприятия, в рамках которого было проведено ознакомление с экспозицией, количества обучающихся, ответственного за проведение мероприятия (приложение 5). 10. Учитывать в планировании работы тематических экспозиций календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат (День памяти жертв геноцида во Второй Мировой войне – 27 января, День памяти юного героя-антифашиста – 15 февраля, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля, День освобождения узников фашистских концлагерей – 11 апреля, День памяти жертв Холокоста – 30 апреля, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне – 9 мая, День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа – 22 июня, День независимости Республики Беларусь – 3 июля, Международный день памяти жертв фашизма – второе воскресенье сентября и др.). На основании вышеуказанных методических рекомендаций управлениям (отделу) по образованию, спорту и туризму райгорисполкомов, управлениям по образованию райисполкомов, учреждениям образования областного подчинения рекомендуется разработать единые подходы к содержанию информационных материалов тематических экспозиций в учреждениях образования района (города), предварительно согласовав их с райгорпрокурорами. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение Кодекс Республики Беларусь об образовании; Законом Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»; Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 года № 146-З «О геноциде белорусского народа»; Закон Республики Беларусь от 12.12.2005 №70-3 «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь»; Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2011 г. № 621 и от 24 января 2014 г. № 49; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57 «О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2021 № 773 «О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы»; Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.12.2002 № 52 «Об утверждении положения о музее учреждения образования»; Методическое письмо Министерства образования и Министерства культуры Республики Беларусь о совместной деятельности музеев от 02.02.2001; Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82); Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312); Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»; Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»; Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию; Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы в классе и её учет»; Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи областного, районного (городского) уровня, программа воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Информационные ресурсы, рекомендуемые для использования при формировании (наполнении) материалами тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период 1. Материалы расследования уголовного дела о геноциде (официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь – https://www.prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-delao-genotside/. Сборник информационно-аналитических материалов и документов «Геноцид белорусского народа» (под общей редакцией А.И.Шведа. - Минск : Беларусь, 2022). 2. Проект учреждения Администрации Президента Республики Беларусь «Издательский дом «Беларусь сегодня» и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь – Сборник «Геноцид белорусского народа». Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people: информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакцией А. И. Шведа. Минск : Беларусь, 2022. 175 с. 3. Карта сожженных деревень (официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь https://www.prokuratura.gov.by/ru/acti vity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/karta-sozhzhennykhdereven-/ ) 4. Интернет-проект «Партизаны Беларуси» https://partizany.by 5. Интернет-проект «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны» http://db.narb.by 6. Интернет-проект «Официальные геральдические символы Республики Беларусь» https://gs.archives.gov.by 7. Интерактивная платформа патриотического воспитания Патриот.by 8 «Обелиски великого подвига - Беларусь помнит» https://www.sb.by/video/obeliski-velikogo-podviga/ http://storyofvictory.sb.by/obeliski 9. Проект ИД «Беларусь сегодня» при поддержке Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны «Настоящий геноцид» http://sp.sb.by/genocide 10. Совместный проект Белорусского телеграфного агентства, Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции Республики Беларусь «За печатью памяти» https://specreport.belta.by/memory 11. Спецпроект Белорусского телеграфного агентства «Судьбы, сложенные в треугольник» https://victorychronicle.belta.by/letter 12. Проект Белорусского телеграфного агентства и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны «Партизанская летопись» https://letopis.belta.by/ 13. Совместный проект Белорусского телеграфного агентства, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» «На грани невозможного» https://specreport.belta.by/22june 14. Проект газеты «7 дней» «Карта памяти» «Озаричи. Десять дней, которые потрясли всех» https://specreport.belta.by/ozarichi 15. Проект Белорусского телеграфного агентства «Хатынь. Чтобы помнили» https://specreport.belta.by/khatyn 15. Материалы Государственного архива Минской области «Геноцид мирного населения на территории Минской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» https://www.gamn.by/ru/ 16. Материалы (видеоролики), созданные в ходе республиканской акции «Архивы – школе» https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyjprotsess-2022-2023-uchebnyj-god/organizatsiya-vospitaniya-2022-2023.html 17. Проект Минского областного исполнительного комитета «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны на территории Минской области» https://www.minskregion.gov.by/novosti/proekty/genotsid-belorusskogo-naroda-v-godyvelikoy-otechestvennoy-voyny-na-territorii-minskoy-oblasti/ 18. Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти. Минск и Минская область» https://www.belta.by/infographica/view/memorialy-narodnoj-pamjati-minski-minskaja-oblast-28520/ 19. Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Год исторической памяти. Витебская область» https://www.belta.by/infographica/view/god-istoricheskoj-pamjativitebskaja-oblast-28604/ 20. Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти. Брестская область» https://www.belta.by/infographica/view/memorialy-narodnoj-pamjatibrestskaja-oblast-28690/ 21. Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти. Гомельская область» https://www.belta.by/infographica/view/memorialy-narodnoj-pamjatigomelskaja-oblast-28768/ 22. Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти, комплексы-символы героической борьбы. Гродненская область» https://www.belta.by/infographica/view/memorialy-narodnoj-pamjatikompleksy-simvoly-geroicheskoj-borby-grodnenskaja-oblast-29091/ 23. Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Мемориалы народной памяти, комплексы-символы героической борьбы. Могилевская область» https://www.belta.by/infographica/view/memaryjaly-narodnaj-pamjatsikompleksy-simvaly-geraichnaj-baratsby-magileuskaja-voblasts-29161/ 24. Инфографика Белорусского телеграфного агентства «Брестская крепость-герой» https://www.belta.by/infographica/view/brestskaja-krepostgeroj-29425/ 25. Плакаты Белорусского телеграфного агентства из серии «Земля героев» https://www.belta.by/posters/view/plakat-iz-serii-zemlja-geroev28822/ 26. Каваленя, А. А. і інш. Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны) : вучэбны дапаможнік для 9 (11) класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / А. А. Каваленя [і інш.], пад рэд. акадэміка А. А. Кавалені. – Мінск : БДУ, 2022. 27. Коваленя, А. А. и др. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : учебное пособие для 9 (11) класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А. А. Коваленя [и др.], под ред. академика А. А. Ковалени. – Минск : БГУ, 2022. 28. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : хрестоматия : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / сост. А. А. Коваленя, М. А. Краснова, В. И. Лемешонок, С. Е. Новиков; науч. ред. академика А. А. Ковалени. – Минск : БГУ, 2022. 29. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : пособие для учителей учреждений общего среднего образования / А. А. Коваленя, М. А. Краснова, Л. М. Гуринович, Е. Н. Мох; науч. ред. академика А. А. Ковалени. – Минск : БГУ, 2022. Электронная версия пособия для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» (авторы: А. А. Коваленя [и др.] ; под ред. А. А. Ковалени) 30. Дидактическое пособие «Минское гетто». Электронная версия дидактического пособия «Минское гетто» (авторы: И. Бернат, Т. Гайдук, Д. Дедюля, И. Кашталян, Д. Косякова, А. Чумакова) Электронная версія дыдактычнага дапаможніка «Мінскае гета» (аўтары: І. Бернат, Т. Гайдук, Д. Дзядзюля, І. Кашталян, Д. Касякова, А. Чумакова) 31. Дидактическое пособие «(Не)забытые жертвы войны». Электронная версия дидактического пособия «(Не)забытые жертвы войны» (авторы: И. Бернат, Т. Гайдук, Л. Гуринович, И. Кашталян, Д. Косякова) 32. Художественный фильм «Иди и смотри». (Рекомендации по использованию художественного фильма «Иди и смотри» в учреждениях общего среднего образования) 33. Фильм «Елена Драпкина: еврейская партизанка». Электронная версия пособия «Методические материалы к фильму «Елена Драпкина: еврейская партизанка» (авторы: И. Бернат, Т. Гайдук, Л. Гуринович, И. Кашталян, Д. Косякова) Метадычныя матэрыялы да фільма «Алена Драпкіна: яўрэйская партызанка» (складальнікі: І. Бернат, Т. Гайдук, Л. Гурыновіч, І. Кашталян, Д. Касякова) 34. Материалы для организации и проведения мероприятий республиканского информационно-образовательного проекта «ШАГ»: https://adu.by/ Педагогам / Школа Активного Гражданина; 35. Материалы рубрики «Актуальные практики и технологии воспитания» https://adu.by/ru/uchitelyu/aktualnye-praktiki-i-tekhnologiivospitaniya.html ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Региональный краеведческий компонент, рекомендуемый (исходя из территориальности) при формировании материалов тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период: 1. Интерактивная карта «Звездочка на карте Минской области» – «Памятники военной истории периода Великой Отечественной войны на территории Минской области» (официальный сайт государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования» https://moiro.by (Главная / Направления / Воспитательная работа/ Направления воспитательной деятельности/ Образовательный туризм). 2. Материалы книги серии «Память». 3. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, узников концлагерей, «детей войны», свидетелей военных событий и видео воспоминаний о них. 4. Документальные материалы (официальные документы, статистические данные, картографические материалы). 5. Экспозиционные и архивные материалы, экспонаты музеев и музейных комнат, музейных уголков государственных учреждений образования, государственных учреждений культуры. 6. Информационные материалы, научно-популярная и иная литература о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время из фондов библиотек (городских, районных, сельских, школьных) государственных учреждений образования и государственных учреждений культуры. 7. Материалы творческих работ и работ научноисследовательского характера о Великой Отечественной войне, геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. 8. При оформлении в учреждениях образования информационных материалов тематических экспозиций рекомендуется использовать семейные реликвии (фронтовые письма и дневники, персональные книжки находившихся в годы войны на принудительных работах в Германии, и др.), а также знаки-символы, связанные с понятием «война» (колючая проволока, капли «крови», сломанная кукла, поминальная свеча, символический вечный огонь и др.). ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ЖУРНАЛ учета посетителей тематической экспозиции, посвященной жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в _________________________________________________ (наименование учреждения образования) Дата Тема учебного занятия, внеклассного мероприятия Класс Количество обучающихся Ответственный Методические рекомендации для педагогических работников (в том числе педагогов-предметников) учреждений общего среднего образования Минской области по использованию информационных материалов тематических экспозиций, посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в образовательном процессе С целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов, внеурочных занятий, воспитательных мероприятий. Особое значение для реализации воспитательного потенциала имеют темы учебных занятий о Великой Отечественной войне. При изучении данных тем рекомендуется обсудить вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа. В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы. Они могут использоваться как на уроках, так и во внеурочной работе. Методические рекомендации по использованию данных материалов в образовательном процессе размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации На І ступени общего среднего образования материалы тематических экспозиций, посвящённых памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (далее – тематические экспозиции) могут быть использованы: Учебный предмет Классы Темы занятий Обучение грамоте І Кто помнит о войне, тот ценит мир Дороже Родины ничего нет Навучанне грамаце I Чытаем пра Беларусь і беларусаў Назвы, родныя здавён Беларуская мова I «Мясціна, дзе я жыву» «Я і мая Радзіма» Літаратурнае чытанне II Маёй Радзімы дзіўны свет III Мірна жыць – шчаслівым быць Чалавек без Радзімы, што салавей без песні IV Лёс чалавека на вайне Чалавек і Радзіма Русский язык II Прописная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек III Имена существительные одушевленные и неодушевленные Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных в корне (на конце слова, перед другими согласными в середине слова) Литературное чтение IV Дыхание старины (белорусские легенды) Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь IV Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны, Дзяржаўны герб нашай краіны Сцяг беларускай дзяржавы Изобразительное искусство I-IV Восприятие произведений искусства Музыка IV Музыкальная культура Беларуси На II и III ступенях общего среднего образования материалы тематических экспозиций могут быть использованы при изучении тем по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», а также при проведении факультативных занятий «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в IX, ХІ классах учреждений общего среднего образования (далее – УОСО): Учебный предмет Классы Темы занятий Всемирная история IX Начало Второй мировой и Великой Отечественной войн Коренной перелом в ходе Великой отечественной и Второй мировой войн Борьба с захватчиками на оккупированной территории Советский тыл во время войны Заключительный этап Второй мировой войны Всемирная история XI Вторая мировая война и ее последствия История IX Беларусь в годы военных испытаний Беларуси Начало Великой Отечественной войны Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг. Геноцид белорусского народа Начало массовой борьбы против оккупантов Развертывание народной борьбы на территории Беларуси Освобождение БССР от германских захватчиков. Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией. Участие БССР в образовании Организации Объединенных Наций. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа» Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией Урок «Наш край» История Беларуси XI Социально-экономическое положение в 1918 – 1941 гг. Социально-экономическая политика польских властей на захваченной территории Западной Беларуси (базовый уровень) Социально-экономическое положение в Западной Беларуси в 1921–1939 гг. Социально-экономическая политика польских властей на захваченной территории Западной Беларуси. Деятельность коллаборационистских организаций. Участие белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси. Преступления украинской и латышской вспомогательной полиции. Преступления литовской вспомогательной полиции. Участие «Армии Крайовой» в геноциде белорусского народа (повышенный уровень) Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Участие белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси. Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа»(базовый уровень) Урок «Наш край» Общественно-политическая жизнь во второй половине 1940-х – 1980-е гг. Преступления польских и украинских националистов против мирного населения БССР в послевоенный период (базовый уровень) Материалы тематических экспозиций будут актуальны при проведении факультативного занятия «Мое Отечество» (V–VІІ классы) при изучении темы «Историческая память: Беларусь партизанская». Материалы тематических экспозиций предлагаем использовать на учебных занятиях по учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература» при изучении биографий отдельных писателей, литературных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении учебных занятий по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»: Учебный предмет Классы Темы занятий Белорусская литература V Літаратурны твор – складанае i непадзельнае мастацкае адзінства Міхась Лынькоў «Васількі» VІ К. Чорны «Насцечка» А. Пысін «Два полі» В. Адамчык «Салодкія яблыкі» VІІ В. Быкаў «Незагойная рана» В. Зуёнак «З вайны сустрэлі мацяркі сыноў…» Е. Лось «Дзяўчаты мінулай вайны» В. Быкаў «Жураўліны крык» А. Куляшоў «Маці» ІХ Янка Брыль. Апавяданне «Memento mori» Х Беларуская літаратура перыяду Вялікай Айчыннай вайны» (1941-1945). Агляд П. Броўка «Голас сэрца» П. Панчанка «Герой» А. Куляшоў «Над брацкай магілай», «Сцяг брыгады» М. Танк «Родная мова», «Рэквіем» К. Чорны «Пошукі будучыні» ХІ І. Шамякін «Сэрца на далоні» В. Быкаў «Сотнікаў», «Знак бяды» І. Чыгрынаў «Дзівак з Ганчарнай вуліцы», «Вяртанне да віны» І. Навуменка «Сямнаццатай вясной» Ю. Свірка «Балада мужасці», «Балада пра помнік салдату» Г. Пашкоў «Па праву жывога», «Трывога» М. Пазнякоў «Колькі брацкіх магіл», «Ветэраны» У. Карызна «Мы родам з вайны», «Балада Буйніцкага поля» і інш. Русская литература VІ В. Богомолов «Иван» VІІІ М. Шолохов «Судьба человека» ІХ Б. Васильев «А зори здесь тихие» С. Трахименка «Родная крывинка», пьеса С. Бартоховой «Такая долгая гроза», лирика А. Ахматовой, К. Симонова, М. Исаковского и др. Искусство (отечественная и мировая художественная культура) V Человек на фоне истории VІІ Вечные темы в искусстве ІХ Искусство про войну: музы не молчали Х, ХІ Художественная культура советского периода (факультативное занятие «Человек в мире художественной культуры») Кроме того, материалы тематических экскурсий также можно использовать при организации работы по патриотическому и духовнонравственному воспитанию учащихся УОСО, реализации образовательного проекта «ШАГ», при проведении тематических классных и информационных часов, внеклассных мероприятий, приуроченных к памятным датам и праздникам, направленных на формирование активной гражданской позиции, информационной культуры, на воспитание чувства патриотизма через примеры мужества и героизма предков, уважения к историческому прошлому Беларуси (вечера памяти, уроки-реквиумы и др.). Материалы будут востребованными: при проведении мероприятий, направленных на изучение истории региона, населенных пунктов; при проведении классных и информационных часов с целью сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, в том числе и в Год исторической памяти; при организации «Уроков мужества», посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; при проведении мероприятий по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины; в рамках организации поисковой деятельности «История моей семьи», «Боевой путь моего прадедушки», «Страницы истории моего города» и др. с целью изучения истории семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов, семейных газет); поисковой и архивноисследовательских работ «Наследники огненных деревень», «Их именами названы улицы», «Имена героев в памяти поколений»; при участии в республиканском конкурсе «Мой род, моя семья» и др.; при сборе исторических и военных материалов для написания исследовательских работ в рамках деятельности научного общества учащихся, для реализации проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию, в работе по пополнению экспозиций музеев учреждений образования; при создании и проведении виртуальных экскурсий, веб-квестов, онлайн-викторин и др. в условиях дистанционного взаимодействия с обучающимися. при организации туристско-краеведческой, поисковоисследовательской деятельности учащихся по учебным предметам, в деятельности объединений по интересам (кружков, клубов, в том числе и военно-патриотических объединений) патриотической направленности УОСО. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Важно, чтобы в процессе такой работы молодое поколение белорусов понимало необходимость сохранения памяти о жертвах геноцида, а также бережного отношения к историческому прошлому.

:
Просмотров: 276
avatar